адрес: Москва,

ул. Сущевская,

д.21, подъезд №2

Юридический консалтинг
правовые решения вашего бизнеса

Как избежать принудительных услуг страхования

Часто страховые компании принуждают клиентов воспользоваться своими услугами. Можно было бы не обращать на это внимания и воспользоваться услугами другой страховой компании. Но иногда проглядывается как сговор страховщиков, у которых, например, вдруг нет бланков, чтобы оформить страховку ОСАГО. Однако, если клиент согласится, кроме того, застраховать жизнь, имущество, здоровье, то эти бланки неожиданно возникают. Необходимо знать, что законом не допускается принуждение к услугам.

Что же делать, если в страховой компании вам отказывают в заключении договора ОСАГО?

 

1. Бесконфликтный вариант.

Обратите внимание страховщика, что он не имеет права отказывать, поскольку договор страхования – публичный. Его должны заключать с каждым обратившимся человеком. В законе «О защите прав потребителей» прописан запрет определять продажу одного товара (работ, услуг) покупкой других товаров (работ, услуг). Напишите заявление с требованием подписать договор страхования. Один экземпляр отдайте страховщику, второй с пометкой страховщика о приеме сохраните у себя как подтверждение обращения.

Гражданским кодексом РФ (статья 445 ГК РФ) определен срок 30 дней, на протяжении которого страховая компания должна подписать договор ОСАГО с обратившимся клиентом.

Также можно отправить заявление почтой. Тридцатидневный срок в таком случае начнет исчисление с момента вручения Вашего заявления страховщику.

 

2. Символически мирный вариант.

Воспользуйтесь диктофоном или видеокамерой при разговоре со страховщиком. Подойдет даже запись разговора при помощи мобильного телефона. Естественно, это будет вызывать недовольство страховщиков, но также и дисциплинировать. Наиболее целесообразно применять это тогда, когда вы уверены, что вас будут принуждать воспользоваться дополнительными услугами страховой компании. Если ваши права нарушили в присутствии других людей, возьмите их контактные данные. Показания свидетелей вам могут помочь.

 

3. Вам навязали лишние услуги.

Если вам пришлось воспользоваться дополнительными услугами при страховании, или отказали в оформлении ОСАГО, то у вас есть право пожаловаться в Роспотребнадзор, ФАС, Центробанк России, прокуратуру, полицию. Практика обращений свидетельствует об эффективности подачи заявлений в ФАС, ЦБ и прокуратуру. На ваше заявление в 30-дневный срок дадут ответ в письменном виде.

К сожалению, большинство людей, чьи права нарушаются, не борются с произволом, и страховщиков в том числе. Тем не менее, если страховщик нарушает закон, а вы пренебрежете этим и молча согласитесь, то практика нарушений прав граждан продолжится и в будущем. Именно поэтому ваши уведомления о нарушении закона, жалобы в соответствующие инстанции будут содействовать наведению правопорядка.

Необходимо упомянуть, что немногие наиболее активные граждане обращаются в суд. Чаще всего это совершается в случае, когда заходит речь о довольно крупных денежных суммах, которые одураченный клиент не желает отдавать.

Надо обратить внимание, что Центробанк РФ в декабре 2015 года определил минимальный срок, когда клиент может воспользоваться правом отказаться от добровольного страхования – так именуемый «период охлаждения». Также нужно упомянуть, что после регистрации этого распоряжения ЦБ страховщикам дано 90 дней для согласования с ним своей деятельности.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ «период охлаждения» должен быть не менее 5 дней. Страховщики по своему желанию имеют возможность определить и больший срок, что выгоднее клиентам, но не меньше. Однако федеральный законодатель в форму закона еще не прописал такой «период охлаждения».